Психологическая служба

floppy Советы выпускникам

Трудности и возможности 6-8-летнего ребенка

ps_sluzhba1Переход от дошкольного этапа к школьному характеризуется принципиальным изменением всего образа жизни ребенка, поскольку изменяется система требований, предъявляемых к нему в связи с новыми обязанностями. Исследования показывают, что маленькие школьники в большинстве случаев очень любят учителя, их привлекают серьезные занятия, хотя пока отметку они воспринимают как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Очень сильна у младшего школьника социальная мотивация: если задание дано на уроке, исходит от учителя, значит, его нужно делать.

При адаптации к новым условиям все дети испытывают трудности. Тревогу и ощущение дискомфорта вызывает неопределенность, связанная с жизнью в школе. Возникает и физическая напряженность. Младший школьник стремится к положительным взаимоотношениям с взрослыми, он считается с их мнением и оценками, старается выполнять требования, которые ему предъявляют.

Учебная деятельность является ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте. У школьников наблюдается такая тенденция — чем лучше, успешнее ребенок учится, тем больше ему хочется учиться; и наоборот, чем он хуже учится, тем меньше ему хочется учиться.

Возраст 6-8 лет является благоприятным периодом для усвоения моральных норм. Это единственный момент в жизни человека, когда он психологически готов к пониманию смысла норм и правил и к их выполнению, стоит только взрослому убедиться, что ребенку понятен их смысл. Эксперименты показали, что если требование воспринято ребенком с положительной эмоцией, то формирование привычки на основе этого требования произойдет в течение месяца, если же применяется наказание, то привычка не формируется вообще.

Большие изменения происходят в отношении детей друг к другу: возникают межличностные связи, появляется взаимная требовательность и взаимная оценка, чувство симпатии к сверстнику становится устойчивым (он отстаивает свое право на симпатию к другому ребенку и может свое мнение противопоставить мнению взрослого, если он его выбор не одобряет). В этот период взрослым стоит обратить внимание на то, как дети обращаются друг к другу, пресекать недопустимые формы обращения, остановиться на обращении по имени как эталоне.

Положительные взаимоотношения с другими детьми приобретают для младшего школьника большое значение, поэтому одним из основных мотивов его поведения является желание заслужить одобрение и симпатию других детей, и в то же время он стремится к признанию со стороны взрослого. Благодаря этому ребенок старается вести себя правильно, потому что им интересуются взрослые.

В незнакомых ситуациях ребенок чаще всего следует за другими вопреки своим желаниям, а часто и здравому смыслу. При этом он испытывает чувство сильного напряжения, смятения, испуга. Поведение следования за сверстниками является типичным для данного возраста. Это подтверждается и на уроках: ребенок поднимает руку вслед за всеми, хотя не знает ответа на вопрос, не готов к ответу.

Ребенок стремится утвердить себя среди сверстников, быть лучше, чем все остальные. Это проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, правильно решить задачу, прочитать текст. Если же ребенок не способен или затрудняется выполнить то, что от него ожидают, то возникают детские капризы.

Капризы — это часто повторяющаяся слезливость, необоснованные своевольные выходки, выступающие как средство обратить на себя внимание, взять верх над взрослыми асоциальными формами поведения. Некоторые капризы в дальнейшем подростковом возрасте могут проявиться в асоциальном поведении.

 

Трудности детей 6-8-летнего возраста:

  1. Трудность адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Во избежание возникновения психологической напряженности, неврозов взрослому необходимо спокойно и планомерно осуществлять режимные моменты, что повлечет стабилизацию физического самочувствия ребенка.
  2. Следование за сверстниками вопреки своим знаниям, своему здравому смыслу, так как не может самостоятельно выбрать линию поведения в силу возрастных особенностей. Взрослому нужно быть другом для ребенка, стремиться всегда прийти на помощь.
  3. Возникновение безудержных капризов. Родителям во избежание их возникновения стараться предъявлять посильные для каждого ребенка требования, чтобы он был способен выполнить то, что от него ожидают.

 

Возможности детей 6-8-летнего возраста:

  1. Ребенок хочет учиться. Родителям следует стараться подкреплять интерес к учению знаниями, прочными навыками и умениями в учебной работе, иначе интерес угаснет.
  2. Возраст 6-8 лет ребенка благоприятен для усвоения моральных норм. Воспитывайте добрые и полезные привычки в своих детях в этом возрасте.
  3. Ребенок добивается признания со стороны взрослого. Используйте этот период для воспитания основных качеств личности.
  4. Ребенок добивается признания среди сверстников. Отрабатывайте это желание стремления к успеху в учебной деятельности.

Таковы общие возрастные особенности детей 6-8 лет.

 

Спасибо за внимание!

 

  

ТЕСТ «ИЗБАЛОВАН ЛИ ВАШ РЕБЕНОК?»

У вашего ребенка капризный характер. Он вас не слушается и делает только то, что считает нужным. Возможно, он пошел в вашего упрямого деда или взбалмошную бабушку. И тут ничего не поделаешь. Но бывает, что характер ребенка портится прямо на глазах, когда родители его слишком балуют. Хотите определить, избалован ли ваш малыш? Вперед!

          

1. Часто ли вам приходится готовить для ребенка что-то особое? Варианты ответа

А)Да                  Б)Нет

2. Делаете ли вы подарки за хорошие отметки (поступки)? Варианты ответа

А)Да                  Б)Нет

3. Разрешаете ли вы есть (пить) ребенку вредные продукты (чипсы, колу и т.д.), если он их очень любит? Варианты ответа

А)Да                  Б)Нет

4. Ваш ребенок ложится спать когда захочет? Варианты ответа

А)Да                  Б)Нет

5. Если у ребенка возникает конфликт, то вы склонны считать, что он всегда прав? Варианты ответа

А)Да                  Б)Нет

6. Может ли ваш ребенок категорически отказаться носить купленную вами за большие деньги куртку, если она ему не понравилась? Варианты ответа

А)Да                  Б)Нет

7. Вы всегда сами убираете разбросанные ребенком игрушки и вещи? Варианты ответа

А)Да                  Б)Нет

8. Ваш ребенок упрекает вас в том, что вы даете ему слишком мало карманных денег? Варианты ответа

А)Да                  Б)Нет

9. Вы осуждаете учителей при ребёнке за несправедливое отношение к вашему ребенку? Варианты ответа

А)Да                  Б)Нет

10. Если ребенок просит вас не отправлять его в школу потому, что он устал или поздно лег, идете ли вы ему навстречу? Варианты ответа

А)Да                  Б)Нет

Результаты теста интерпретируем  так:

Чем больше Вы дали положительных ответов, тем больше вероятности, что ребёнок может быть избалован. Этим вполне объяснимы его капризы, не объяснимые требования.

Если Вы больше дали отрицательных ответов, можно подвести итог, что ребёнок не избалован. А причины капризов и отсутствие взаимопонимания между вами следует искать в  другом.